07 июня 2023, 14:05

«Главное — путешествовать»: барнаулец, проживший два года в Антарктиде, о работе на полярной станции и планах на будущее

Ярослав Мальцев — блогер, повар научно-исследовательской станции «Прогресс», а ещё первый житель Алтайского края, установивший на Южном полюсе указатель до Барнаула. Корреспондент «Катунь 24» Анастасия Парфенова поговорила с Ярославом и выяснила, как попасть на работу в Антарктиду, видел ли он пингвинов и какая средняя температура на станции (спойлер: она гораздо выше, чем вы думаете).

Источник фото: 
страница Ярослава Мальцева во «ВКонтакте»

— Ярослав, в первую очередь расскажите, где именно вы были и как долго.

— Я работал поваром в Антарктиде два года. В начале 2021 я сел на корабль в Санкт-Петербурге, пересёк Атлантику. Мы заходили в Германию и в ЮАР, а затем, спустя 2,5 месяца после начала экспедиции, дошли до станции «Прогресс» на Южном полюсе.

— И спустя два года возвратились в Россию тем же путём?

— Не совсем. Из Антарктиды мы за 14 дней дошли до ЮАР, отдохнули 8 дней, а затем уже на самолёте возвратились в Санкт-Петербург через Стамбул. Трансантлантический перелёт занял больше 10 часов!

— При этом сами вы из Алтайского края? Как родилась идея отправиться покорять Антарктику?

— Да, я из Барнаула. Кстати, немного похвастаюсь: я первый человек из Алтайского края, кто водрузил табличку с надписью «Барнаул» на Южном полюсе!

Моя карьера началась в 2003 году, тогда я работал в одном из барнаульских ресторанов. Через 7 лет переехал в Санкт-Петербург. Там работал одновременно в двух общепитах, жил в центре города. Параллельно занимался и другими делами — возил мёд с Алтая, например, собирал машины. В это же время познакомился с парнем, который уже ездил работать в Антарктиду. Его Артём звали и я ему даже прозвище дал — Артём Северный полюс. Не знал, что Антарктида — это Южный. Сам заинтересовался этой темой только спустя несколько лет. Пробовал поехать в 2015 — не получилось. Вернулся к затее в 2020 году. Тогда я устал от мегаполиса, душа запросила перезагрузку. Сходил на собеседование и меня сразу взяли на работу на станцию «Прогресс», на которую я очень хотел! Заполнил документы, получил паспорт моряка, сделал прививки от малярии и жёлтой лихорадки и отправился в путешествие.

— Какие языки нужно знать для такой работы?

— В целом, русского достаточно, это же российская станция. Но мы, конечно, общались и с зарубежными коллегами — китайцами, индусами, канадцами и австралийцами. Они все говорят по-английски, а я — практически нет. Первое время я ругал себя — когда ещё выпадет такая возможность подучить язык! Но потом перестал: я узнал много других вещей и получил другие навыки — в частности, прокачал свои социальные сети (Ярослав — автор блога об общепите — прим. ред.). Мы живём в мире баланса, всё успеть нельзя. Эта мудрость, кстати, ко мне в Антарктиде пришла. Чего-то идеального не бывает. Надо радоваться тому, что есть.

— А образование?

— Я закончил сначала Барнаульский торгово-промышленный колледж, потом Красноярский торгово-экономический институт. Но, честно скажу, диплом о высшем образовании у меня спросили только один раз — когда устраивался на работу в экспедицию.

— Расскажите подробнее про работу! Что входило в обязанности?

— Я был поваром-технологом. Работа не сложная и интересная. Пока добирались до станции, в моих обязанностях была приёмка продуктов в Германии и ЮАР. Затем их транспортировали с корабля вертолётом. Кстати, отдельно хочу рассказать про транспортировку яиц: мы их закупали в ЮАР, сразу на весь год — 10 тысяч штук. И они не портились! Всё дело в том, что в Антарктиде очень сухой воздух — это самый сухой континент в мире. Яйца скорее бы высохли, чем пропали. Чтобы этого не произошло, их надо было раз в месяц переворачивать.

Так вот, все продукты переносятся на станцию следующим образом: контейнер с продуктами крепят к вертолёту верёвкой и он доставляет груз до станции. От корабля до «Прогресса» лететь полторы минуты. Но яйца даже за такой короткий срок успели бы разбиться! Поэтому мы перевозили их в последнюю очередь. Загрузили яйца внутрь вертолёта, а чтобы с ними всё точно было хорошо, меня посадили с ними. Вот и представьте картину: летим я и 10 тысяч яиц. 

Конечно, самая главная обязанность — готовка еды для работников станции. В разный сезон — на разное количество человек, от 30 до 100. Меню простое: в будние дни на завтрак каша (каждый день разная), мясная и сырная нарезки, хлеб, сливочное масло. На обед суп, второе с гарниром и компот. А ещё нарезка сала с луком. На ужин — салат, горячее. По выходным пекли блины, готовили яичницу, варили кофе. Раз в неделю выпечка — булочки или даже торты. По праздникам готовили суши, жарили шашлыки. У нас было классное кухонное оборудование, лучше, чем во многих ресторанах. Было, где разгуляться.

— Какая самая низкая температура, с которой вы столкнулись на Южном полюсе?

— Минимум, который я застал на «Прогрессе» — минус 36 градусов. Не так уж и страшно на первый взгляд, в Барнауле иногда холоднее бывает. Но в Антарктиде постоянные метели! Поэтому ощущаются эти -36 и даже -30 совсем по-другому. Среднегодовая температура на станции всего -10. Летом доходит до +10. Но я работал не в самой суровой части Антарктиды. На другой станции, «Восток», температура однажды достигла -82! Это мировой рекорд, его зафиксировали в 1980-х годах. А обычно там -60.

— В +40 уехать туда кажется прям неплохой идеей… Вам что ближе? Условные +30 или -30 градусов?

— Наверное, всё же +30. Лето лучше зимы! Но всё зависит от климата.

— Видели пингвинов в Антарктиде?

— Конечно! Пока плыли на станцию и видели их на льдинах, я каждый раз удивлялся: «ничего себе, настоящие пингвины»! Потом удивился, когда увидел их вблизи. А потом уже привык: кто-то говорит, что пришли пингвины, а я думаю «да и фиг с ними». И с тюленями, кстати, так же.

— Сколько стран посетили за своё путешествие?

— Всего две — Германию и ЮАР. Но, как я писал в своём блоге, я был ещё в Китае и Индии, в которых никто не был. Речь про станции наших зарубежных коллег. Это такие мини-филиалы государств. Мы все подружились, один из шеф-поваров обещал даже в гости в Россию приехать. Однажды мы праздновали китайский праздник — День дракона, кажется. Все сотрудники научных станций должны были принести какую-то еду, сделанную своими руками. Наша станция приготовила пиццу. Она так понравилась китайцам, что я даже проводил потом мастер-класс для поваров! А индусы оценили наши сосиски в тесте. Правда они немного «усовершенствовали» рецепт: макали эти сосиски в сгущёнку. Ещё всем очень понравился хлеб, который я научился делать в Антарктиде. Готовил на закваске, улетал он просто мгновенно.

— Какие планы на будущее после возвращения? Не тянет вернуться на полюс?

— Мне повезло: в достаточно взрослом возрасте я нашёл дело, от которого у меня горят глаза. Я хочу развиваться в пекарском деле. Сейчас активно изучаю его, в конце месяца уеду в академию ресторанного бизнеса учиться профессионально. Что будет дальше — посмотрим, может быть через год открою свою пекарню в Барнауле или Санкт-Петербурге. Также хочу продолжать развивать свой блог. Но самое главное желание — создать семью.

— Уверена, сможете осуществить задуманное! В завершение разговора дайте, пожалуйста, совет тем, кто боится что-то поменять в своей рутине. Как у человека, решившегося на двухгодичное путешествие в Антарктиду, у вас наверняка должен быть какой-то рецепт храбрости.

— Нужно всегда искать свой путь. Иногда он находится, когда ты сворачиваешь с проторенной дорожки, как в случае со мной. Считаю, что надо часто путешествовать. Есть мнение, что путешествия со временем становятся зависимостью, но это хорошая зависимость. Даже если у вас нет средств на дорогие поездки, выезжайте просто за город. Это уже даст психологическую перезагрузку и изменения в голове. Во время экспедиции я сильно поменялся, на мой взгляд, в лучшую сторону. И друзья, кстати, говорят так же.


Справка: Прогресс (Прогресс-2) — советская и российская антарктическая круглогодичная станция на территории Холмов Ларсеманн на берегу залива Прюдс, близ озера Степпед. Была открыта 1 апреля 1988 года. Недалеко от «Прогресса» находится китайская станция Чжуншань и индийская станция Бхарати.