24 февраля 2023, 19:03

Бизнес-миссия: Азербайджан — Алтай. Специальный репортаж

Это место, где прошлое и будущее переплелись. Современные небоскребы соседствуют с 800-летними замками мечетями. Вдоль берегов Каспийского моря протянулись границы Республики Азербайджан. В прошлом это один из главных перевалочных пунктов знаменитого Шелкового Пути, страна бывшего СССР. Сегодня — рынок, интересный бизнесменам по всему миру. Предприниматели из Алтайского края в их числе.

«Мы на протяжении трех лет с Республикой активно взаимодействуем. Вывозили наших предпринимателей в бизнес-миссии, организовывали участие в выставочных мероприятиях. Мы надеемся, что и в этот раз гостеприимный азербайджанский народ примет нашу делегацию и главное, что будут результаты у наших предпринимателей», — говорит директор «Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства» Антон Слободчиков.

Центр поддержки экспорта «Алтайского фонда МСП» помогает производителям выходить на международный рынок. Специалисты организовывают для предпринимателей бизнес-миссии в Таджикистан, Турцию, Армению, Беларусь, Киргизию и другие страны, подбирают потенциальных иностранных партнеров и договариваются о встречах. Эта поездка в Азербайджан — четвёртая по счету. За прошедшие годы предприниматели  заключили контракты почти на 7 млн долларов на поставку продукции в Республику при содействии Центра поддержки экспорта. В этот раз налаживать связи с местным бизнесом отправились представители трех компаний.

«Ожидаем усиление работы в Республике Азербайджан. Одна из ключевых задач, которая перед нами стоит, – поиск партнера основного, ключевого для работы по всей стране.  В рамках масштаба всей страны, поскольку сейчас мы работаем только с локальными сетями», — объясняет представитель торговой компании по продаже напитков Евгений Литвиненко.

Алтайские предприниматели прибывают с бизнес-миссией в Азербайджан. Почти сутки ушли у делегации на то, чтобы добраться до столицы Республики.

Баку — самый большой город на Кавказе. Его площадь: около двух тысяч квадратных километров. С наступлением ночи он превращается в город тысячи, а то и миллиона огней.


Столица Республики — один из крупнейших промышленных и экономических центров Закавказья. Здесь 180 лет назад здесь пробурили первую в мире нефтяную скважину и до сих пор продолжают расследовать богатые месторождения черного золота.

Земля — сокровище Азербайджана. Практически все климатические пояса и большинство типов почв сосредоточены в стране. Сельское хозяйство специализируется на виноградарстве, садоводстве, табаководстве, овощеводстве, животноводстве и шелководстве. Однако, страна самообеспечена той же пшеницей в среднем на уровне 60 %. В год импортируются примерно 1,5 миллиона тонн. Предприниматели из аграрного Алтайского края готовы поставить местному бизнесу и крупы, и зерно.

«В бизнес-миссии мы увидели, что есть на рынке потребность также в зерне. Пшеница кормовая, ячмень кормовой, которые мы также без проблем можем поставлять. Общались с одной очень крупной сетью, у которой крупнорогатый скот. У них есть большой интерес работать именно в зерновом направлении», — отмечает руководитель внешнеэкономической деятельности компании-поставщика зерна и круп Роман Степанов.

Для алтайского поставщика зерна и круп бизнес-миссия — возможность найти новых покупателей и встретится с постоянными клиентами, закрепить договоренности. Компания уже три года на этом рынке, отгружает в Азербайджан 700 тонн бакалеи в месяц. Признаются: поначалу опасались «заходить» в Республику. Со временем стало ясно: новые партнеры дорожат своей репутацией. Порой их слово имеет даже больший вес, чем письменные договоренности. К тому же, в сотрудничестве заинтересованы все стороны.

«Когда на том же самом товаре пишется, что производитель – Российская федерация, все думают, что это очень качественная продукция. У нас очень тесные, хорошие взаимоотношения в плане даже государств и импортеров: условия ввоза продукции на территорию Азербайджана очень упростили на данный момент. Это очень выгодно производителям и нам – импортерам», — признаётся представитель сети продуктовых магазинов в Азербайджане Эльсевер Гумбатзаде

На прилавках магазинов в Баку действительно очень много российской продукции. А бывает так, что бренд на этикетке зарубежный, но наполнение наше, алтайское, отечественное.

Азербайджанские продуктовые сети, как это принято во всем мире, выпускают  собственные торговые марки. Задача СТМ — завоевать лояльность покупателей, предложив лучший продукт по соотношению цены и качества. Под собственной маркой может выходить и бакалея: закупают крупы оптом и фасуют так, как душе угодно, и с точки зрения прибыли. При этом в Азербайджане все чаще выбирают продукцию российских предприятий. Наша страна на первом месте в мире по поставкам в Республику. В спину дышат и другие государства – почти весь «глобус». Но у России есть преимущество.

«У нас есть соглашение о свободной торговле при наличии сертификата СТ-1. Наша продукция не облагается импортными ввозными пошлинами. Например, даже с Турцией той же нет такого соглашения всеобъемлющего: есть по отдельным направлениям, по отдельным квотам. Надо этим пользоваться. Мы, как торгпредство всегда оказываем содействие в работе с вашими партнерами», — уверен торговый представитель Российской федерации в Азербайджанской Республике Руслан Мирсаяпов.

В 2021 году Россия поставила в Республику товаров на два млрд долларов. По итогам 2022 экспортировали на 700 млн больше.  Годовой прирост — 32 %. И это не предел. В Азербайджане высокий спрос на зерно, продукты питания, технику и стройматериалы. Российское Торговое представительство и Федеральный экспортный центр готовы помочь алтайским предпринимателям достичь успехов на азербайджанском рынке.

«Мы можем проконсультировать их по разным вопросам, в том числе стандартизации и сертификации продукции. Также мы можем наладить контакт с государственными организациями, с подведомственными структурами и государственными компаниями Азербайджанской Республики. Можем на досудебном этапе урегулировать возникающие торгово-финансовые и прочие проблемы. Мы можем также обеспечить информационную поддержку о ситуации на рынке Азербайджана», — говорит сотрудник торгового представительства Российской федерации в Азербайджанской Республике Камал Омаров.

ВВП страны в прошлом году достигло $ 80 млрд. Задолженность Республики перед иностранными партнерами, напротив, сократилась до 9,5 процентов по отношению к ВВП. Такие показатели открывают новые возможности для России.


Ковроткачество – национальное достояние Азербайджана. Мастерицы с древних времен передают знания и умения из поколения в поколение. Минимум пять тысяч узлов в день должна вязать профессиональная мастерица, ведь от  этого зависит ее заработок. В месяц из-под ее рук выходит примерно 1 квадратный метр ковра из шерсти. Как будет выглядеть будущее изделие – сейчас решают профессиональные художники, а ковроткачихи не могут отступить от схемы даже на один узелок. Но столетия назад эти узоры создавали обычные женщины. Азербайджанские ковры – это практически книги об истории Республики. Каждый элемент рассказывает о быте, ценностях и мировоззрении народа.

«Каждый восточный мужчина в древности имел своего скакуна обязательно. Эти ковроткачихи брали элементы из жизни тоже. И эмоциональный колорит отличался. И, кроме того, жизненный опыт. И даже говорят искусствоведы ковроведы, что в зависимости от настроения ковроткачихи можно судить по ее коврам. Если это темные цветы, сюжеты не очень праздничные, значит муж обижает, либо у нее настроение не ладится», — рассказывает заслуженный работник культуры Азербайджана, главный хранитель предприятия по изготовлению ковров Наиля Рагимова.

Одно из крупнейших предприятий Азербайджана по производству ковров ручной работы заинтересовалось алтайским оборудованием для стирки. Потенциальные партнеры встретились во время бизнес-миссии. Мойка и сушка ковра — важный завершающий этап изготовления ковра. Порой он занимает до трех дней. Чтобы ускорить этот процесс и не потерять в качестве, предприятие внедряет на производстве современные технологии.

«В этом направлении легкой промышленности мы пока ничего не покупали, посмотрим. Это же новое оборудование, новые технологии. Нас заинтересовала центрифуга. Для мойки ковров тоже есть оборудование, и есть, которое чистит ковры», — подчеркивает директор фабрики по изготовлению пряжи для ковров Ханлар Мамедов.

Даже приданое азербайджанской невесты невозможно представить без ковра. В Республике чтут традиции, и покупатель всегда найдется. В месяц здесь ткут, чистят и сушат около 800 квадратных метров изделий разного назначения. Поэтому алтайские предприниматели ищут возможности для сотрудничества в этой сфере.


Когда предприниматель попадает в Азербайджан, то сталкивается с очень развитой культурой торговли. К примеру, в Баку работает самый большой крытый рынок на Южном Кавказе — «Седерек». Чтобы обойти его полностью, дня не хватит. К тому же, в самой столице много торговых лавок в жилых домах и на площадях. На прилавках эффектные аккуратные выкладки. Здесь умеют преподнести товар. А если покупатель сомневается, обязательно дадут попробовать — негласное правило

Дегустация обязательна не только при продаже жареных каштанов. Без неё не обойтись при экспорте продуктов питания в другую страну. Алтайская торговая компания по продаже напитков привезла с собой образцы на пробу. В бизнес-миссию производитель ищет новые рынки сбыта сладких газировок и энергетиков.

«Опыт был полезен, поскольку рынок меняется, сейчас в мире идет инфляция, все пересматривают цены. Нужно успевать. Азербайджанская сторона проявляет высокий интерес к продукции нашей компании. Видно, что рынок энергетиков, в частности, заинтересован в продукте, продвижении продукта», — сообщил представитель торговой компании по продаже напитков Евгений Литвиненко.

Рынок Азербайджана небольшой, 10 млн человек, но ниша найдется практически для всех алтайских предпринимателей. В каждой около 10 серьезных местных игроков. Главное – тщательно проработать для них вопрос логистики и ценообразования. Построить надежные бизнес-отношения не должно составить труда, если верить словам политолога и лидер движения славяно-тюркского единения Адгезала Мамедова.

«Нас связывают многовековые взаимоотношения — наши народы. У нас очень много общего: традиции, мораль, этнопсихологические мировоззрения. Говоря о будущих отношениях России и Азербайджана, я с уверенностью могу говорить, что они день за днем будут укрепляться. В этом заинтересован наш народ», — уверен политолог, психопортретолог, лидер движения славяно-тюркского единения Адгезал Мамедов.

И вот предварительные договоренности заключены. Алтайские предприниматели отправляются домой готовить индивидуальные предложения и собираться в поездки в другие страны.

«У нас планируются две бизнес-миссии. Одна бизнес-миссия — в Индию. Вторая — в Монголию. Уже очень много желающих туда попасть, компании, кто уже ездил с нами, понимают, что это действительно эффективно. Что это помогает налаживать контакты, помогает узнать культуру изнутри и они охотно едут с нами в подобные мероприятия», — говорит главный специалист Центра поддержки экспорта Анастасия Яценко.

С окончанием бизнес-миссии в Азербайджане работа только начнётся. Партнерские отношения выстраиваются годами. Однако эти переговоры напрямую, не по видеосвязи, – прочный фундамент. В восточных странах бизнес отчасти строится на доверии. А как доверять человеку, без разговора с глазу на глаз.