27 сентября 2023, 16:01

Порядка 500 тысяч проактивных услуг Социального фонда России оказано жителям Алтайского края в 2023 году

С начала года наши земляки получили 443 944 услуги Социального фонда в беззаявительном режиме. Какие услуги фонда сегодня можно получить проактивно? Какие электронные сервисы расширят перечень услуг Социального фонда в ближайшее время? На эти и другие вопросы в передаче «Интервью дня» ответила управляющий отделением Социального фонда России по Алтайскому краю Ольга Клиндухова.

– Ольга Михайловна, перед тем как погрузиться в тему проактива и цифровизации услуг, необходимо понимание, сколько вообще государственных услуг предоставляет Соцфонд? И какие именно в электронном формате? Вообще в чем разница между проактивными услугами и электронными?

– Отделение Социального фонда России по Алтайскому краю в силу своих функций, без преувеличения, обслуживает все население региона. Ведомство фактически является единым окном для предоставления всех федеральных мер социальной поддержки, начиная от пособий беременным женщинам и заканчивая пенсиями по старости.

Без цифровизации было бы сложно обслуживать такое количество людей, поэтому еще 2 года назад правительство утвердило концепцию цифровой трансформации социальной сферы. Одной из составляющих концепции является проект «Социальное казначейство».

Это новый подход к назначению мер соцподдержки, предполагающий проактивное (беззаявительное) информирование граждан о доступных мерах господдержки и упрощенное получение выплат — без сбора справок, просто по одному заявлению или даже без него.

На данный момент Отделение оказывает жителям Алтайского края 44 госуслуги,  а если считать вместе с подуслугами – 182.

Для удобства наших граждан мы сохраняем разные каналы обслуживания: через 65 клиентских служб, расположенных во всех городах и районных центрах Алтайского края, и посредством обращения в МФЦ (32 услуги).

Чтобы воспользоваться услугами Социального фонда в удобном формате не выходя из дома, уже сегодня на портале госуслуг создано 116 электронных сервисов, благодаря чему услуги можно получить в дистанционном формате, онлайн. Но для этого требуется подать заявление. Например, единое пособие. На основе заявления гражданина Социальный фонд начинает работу: осуществляет необходимые запросы в ведомства, выносит решения, назначает выплаты, перечисляет средства. И  все это делается по одному заявлению.

С электронными услугами разобрались, подытожу: чтобы получить электронную услугу, необходимо подать заявление на портале госуслуг.

Вторая тема социального казначейства – проактив, когда гражданину не надо подавать никакого заявления. При наступлении определенной жизненной ситуации фонд автоматически назначает все положенные гражданину меры соцподдержки, а затем информирует его о назначении выплаты. Например, рождение ребенка – это жизненная ситуация, при наступлении которой родители имеют право на ряд госуслуг Соцфонда. На основе внесения органами ЗАГС сведений о рождении малыша в государственные информационные базы данных Социальный фонд проактивно оформляет новорожденному СНИЛС, формирует сертификат на материнский капитал и направляет его в личный кабинет мамы на портале госуслуг.

Или другой пример: при наступлении инвалидности на основе данных ФРИ (Федеральный реестр инвалидов) Отделение назначает жителям региона пенсии по инвалидности в беззаявительном порядке и устанавливает ежемесячные денежные выплаты.

Сегодня около десятка госуслуг СФР предоставляются гражданам проактивно: оформление страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) новорожденным детям; выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; назначение досрочной пенсии по старости безработным гражданам на основании предложения органа службы занятости; назначение пенсии по инвалидности; установление ЕДВ отдельным категориям граждан (инвалидам, Героям РФ, Героям Труда РФ); установление федеральной социальной доплаты к пенсии; продление пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты в беззаявительном порядке по данным ФГИС ФРИ; продление пенсии по случаю потери кормильца в беззаявительном порядке по сведениям из образовательных учреждений; предоставление инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50 % от уплаченной ими страховой премии по договору ОСАГО.

Кроме того, есть еще и услуги, которые не входят в перечень государственных, но также предоставляются работающим гражданам в проактиве: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года.

Также с 1 января 2023 года в беззаявительном режиме Отделение  производит выплаты отдельным категориям медицинских работников в качестве меры дополнительной государственной соцподдержки. Выплаты назначаются и выплачиваются медицинским работникам на основании сведений, представленных их работодателями (медицинскими организациями). Никаких документов или заявлений со стороны самих получателей не требуется.

И, наконец, третий аспект проактива – беззаявительное информирование граждан о том, что людям положено из мер соцподдержки. Так, в этом году Социальным фондом реализован проект по информированию мужчин от 45 лет и женщин от 40 лет о пенсионных правах, которые они приобрели. Какой стаж? Какие коэффициенты? Какой предполагаемый размер пенсии? В Алтайском крае такие письма получили чуть более 24 тысяч наших земляков.

– Какие именно пособия семьям с детьми оформляет Соцфонд беззаявительно?

– В настоящее время Социальным фондом осуществляется несколько мер поддержки семьям с детьми и часть из них назначается в проактивном формате.

Оформление СНИЛС: уже более 3 лет, а именно с 15 июля 2020 года,  родителям больше не требуется оформлять СНИЛС; после появления в информационной системе Соцфонда сведений о рождении ребенка, поступивших из реестра ЗАГС, номер индивидуального лицевого счета ребенка оформляется автоматически и направляется в личный кабинет мамы на портале госуслуг.

Оформление сертификата на материнский капитал: с 15 апреля 2020 года материнский капитал оформляется автоматически, и родителям детей сегодня не нужно никуда обращаться, чтобы оформить маткапитал, потому как все необходимое фонд делает самостоятельно; после поступления сведений из реестра ЗАГС специалисты формируют сертификат на материнский капитал и отправляют его маме на портал госуслуг.

Кроме того, проактивно оплачивается отпуск по беременности и родам работающим будущим мамам; выплачиваются единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия по уходу за детьми.

Соцфонд самостоятельно направляет запросы работодателю, чтобы получить необходимые сведения о застрахованном лице, его стаже и заработке для расчета данных пособий.

– В чем преимущества беззаявительной формы для специалистов и получателей услуг СФР?

– Основная цель проактива – ускорить процесс назначения мер социальной поддержки и сделать этот самый процесс максимально простым и удобным для граждан. Когда не нужно самим подавать заявления, ходить по инстанциям и собирать справки. Система уже сейчас обеспечивает нашим землякам удобные условия получения выплат.

Необходимые сведения для оказания услуги гражданину специалисты Отделения Социального фонда получают самостоятельно из государственных информационных систем в рамках межведомственного взаимодействия.

Конечно, есть определенные преимущества и для специалистов. Автоматизация процессов оказания госуслуг, безусловно, облегчает и трудозатраты специалистов, уменьшает время обработки данных, снижает вероятность ошибок при заполнении документов.

– Достигнуты ли ожидаемые эффекты от слияния двух ведомств – Пенсионного  фонда и ФСС?

– Пенсионный фонд и Фонд социального страхования с 1 января трансформировались в  Социальный фонд, который  решает тот же спектр вопросов, которые ранее решали оба ведомства по отдельности: пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также предоставление различных социальных услуг нашим землякам.

Сегодня, когда мы работаем одним ведомством, люди могут прийти в наши клиентские службы (а их у нас 65 – в каждом городе и районном центре Алтайского края) и в одном месте получить ответы на все вопросы, которые ранее относились к компетенции двух разных структур. Это гораздо удобнее, когда есть единое окно для всех видов выплат.

Напомню для примера, что раньше одному и тому же человеку Пенсионный фонд платил пенсию по инвалидности, а Фонд социального страхования – пособие по несчастному случаю. При этом деньги перечислялись в разные даты. Сейчас выплаты синхронизированы.

После того как мы создали общие клиентские службы, появились свободные помещения, в которых мы начали открывать центры общения старшего поколения. Пока в нашем регионе действуют только 2 таких центра – в Камне-на-Оби и Змеиногорске. Но такие центры будут открываться и на других территориях региона. Пенсионеры приходят туда провести досуг, прослушать лекции о финансовой грамотности, о здоровье, прочитать книгу. Это еще один аспект объединения двух фондов, который переориентировал структуру ближе к людям. Мы работаем для людей – это наша миссия.

Кроме того, есть положительные эффекты объединения и для работодателей. Единая база для всех взносов, единый тариф, единая форма отчетности.

– До 1 октября алтайские льготники должны выбрать форму получения набора социальных услуг. Сколько из них получают лекарствами, путёвками в санатории, билетами и другими соцуслугами? А сколько выбирают денежную компенсацию? Каков процент перехода туда и обратно и возможно ли передумать, сделать другой выбор после 1 октября?

– Сегодня в регионе проживает свыше 225 тысяч федеральных льготников – получателей ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Как раз они и имеют право на получение набора социальных услуг - НСУ.

80 тысяч федеральных льготников сохранили за собой право частично или полностью получать НСУ в натуральной форме. Таким гражданам предоставляются лекарственные препараты и медицинские изделия по рецептам; путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Порядка 145 тысяч федеральных льготников региона получают НСУ в виде денежной компенсации.

Гражданин имеет право самостоятельно определять удобный формат получения социальной поддержки: получать НСУ в виде  денежной компенсации (полностью или частично) или отказаться от денежного эквивалента в пользу натуральных услуг. Кстати, размер компенсации не означает, что натуральные льготы будут оказываться именно на эту сумму. Они предоставляются федеральным льготникам бесплатно в необходимом объеме. Тем, кто не собирается менять своего решения, обращаться с заявлением не нужно.

Подать заявление об определении способа получения набора соцуслуг на 2024 год жители Алтайского края могут до 1 октября текущего года. Обращения принимаются через портал госуслуг, в клиентских службах Социального фонда и офисах МФЦ

Статистику по количеству изменений решений Отделение не ведет. Гражданин имеет право выбирать форму получения НСУ по своему усмотрению. Изменить свое решение после 1 октября нельзя. Но до 1 октября 2024 года жители региона могут подать заявление и определить форму получения НСУ на следующий, 2025 год.

Кстати, спасибо за этот вопрос, потому как в связи с этой темой есть важное объявление: заявление о предоставлении НСУ (возобновлении, отказе) в этом году можно подать до 2 октября 2023 года включительно! Срок подачи заявлений о предоставлении НСУ увеличен, так как 30 сентября выпадает на выходной день. И это касается только личного обращения через клиентские службы.

– Как узнать, какие меры социальной поддержки положены человеку по линии Социального фонда? Как получить информацию об услугах, которые уже по факту оказаны человеку Социальным фондом? В том числе в электронном виде?

– Полную информацию о государственных услугах, которые предоставляет гражданам Соцфонд, можно получить на официальном сайте СФР. Вся информация на сайте структурирована по категориям: пенсионерам, семьям с детьми, трудоспособному населению. По каждому виду поддержки представлена информация, кому положена выплата, как ее оформить.

Повторю, любую информацию об услугах Социального фонда вы можете получить в наших офисах, обратившись непосредственно в клиентскую службу либо офисы МФЦ.

Кроме того, консультации о мерах социальной поддержки вы можете получить и по телефону ЕКЦ.

Узнать о положенных мерах социальной поддержки можно на портале госуслуг, запросив сведения в личном кабинете. Если на госуслугах подписаться на получение уведомлений о полученных мерах, то такие уведомления будут поступать сразу же после наступления события, которое дает право на господдержку.

Информацию об уже назначенных мерах поддержки также можно получить на портале госуслуг, заказав выписку о назначенных мерах социальной поддержки. Кстати, выписку можно запросить за любой период начиная с 1 января 2018 года.  

– Все больше услуг Отделения переводится в электронный формат. Сохранится ли личный прием заявителей  в клиентских службах ОСФР по Алтайскому краю?

– Вы правильно заметили, что количество услуг, которые предоставляются гражданам в электронном формате, с каждым годом становится больше и больше. При этом мы сохраняем разные каналы обслуживания. Мы уходим в «цифру» только для тех, кому это удобно, кто к этому готов.

Человек по-прежнему может прийти в любую клиентскую службу, которая сохранена у нас в регионе в каждом городе и каждом районном центре, и получить услугу. Наши клиентские службы ведут прием граждан 5 дней в неделю без перерыва на обед.

– Ольга Михайловна, беззаявительная система требует доработки или все уже налажено?

– О полном проактивном назначении услуг говорить пока рано. Чтобы проактивно предоставлять нашим землякам меры поддержки, требуется полная автоматизация внутренних процессов государственных ведомств и их интеграция между собой. С этой целью Социальный фонд уже оказывает услуги по принципам Социального казначейства, максимально упрощая всю процедуру для граждан. Следующим шагом в данном направлении станет запуск единой цифровой платформы в социальной сфере. 

Это позволит собрать о человеке всю информацию, необходимую для проактивного и беззаявительного обслуживания. Сведения будут аккумулироваться в статусы, обновляемые в течение всей жизни.

В 2024 году запланирован запуск первой очереди единой цифровой платформы. Ее внедрение позволит еще активнее оказывать услуги по принципам социального казначейства, то есть заранее понимать, в какой жизненной ситуации находится человек, чтобы предлагать меры поддержки, не дожидаясь его обращения в фонд.

В 2024 году число беззаявительных мер поддержки, предоставляемых СФР, увеличится. Все только начинается!