22 июня 2023, 19:56

Как работала железная дорога в Алтайском крае в годы Великой Отечественной войны

По железной дороге в годы войны солдатам везли письма от любимых и необходимые вещи, на фронт – боетехнику. По стальной артерии страны в наш регион эвакуировали сотню предприятий. Подробности в материале Анастасии Меньшаковой.

Источник фото: 
Катунь 24

22 июня 1941 года. В СССР началась Великая Отечественная война. Спустя сутки алтайские железнодорожники, не дожидаясь повестки из военкомата, проведут митинги. Сотни человек напишут заявления с просьбой отправить их на фронт. Добровольцев услышат.

От здания старого барнаульского ж/д вокзала солдаты уезжали защищать Родину. Но уже осенью вышел указ Народного комиссариата путей сообщения о том, чтобы железнодорожников возвращать обратно в тыл.

Некоторых вернули, но людей все равно не хватало. Потребность в перевозках возрастала. 1800 женщин, детей и пенсионеров из Алтайского края трудились на железных дорогах в годы войны. В мае 1943 года в Барнаульском отделении Томской железной дороги даже создали полностью женскую паровозную бригаду «8 марта». Совсем юные и хрупкие девушки ростом всего 1,5 метра заступали на должности машиниста, его помощника и кочегара. В тяжелых условиях работали наравне с молодыми мужчинами.

«Чтобы, например, доехать от станции Барнаул до станции Черепаново, необходимо было в топку перекидать около 20 тонн угля. Лопата была огромная, ее машинисты-паровозники называли стахановка. А иногда уголь был и мороженый, его из тендера нужно было долбить, чтобы кидать в топку. А топка иногда в кабине машиниста превышала размеры стандартной советской кухни», — говорит заведующая выставочным центром алтайского территориального управления Западно-Сибирской железной дороги Ольга Рогожникова.

Бесконечные рейсы сливались в один, работы было много. Из европейской части России эвакуировали заводы вместе с работниками, чтобы быстрее запустить производство для нужд фронта. Всего в Алтайский край перевезли 100 предприятий, 24 из них – общесоюзного значения. Работали все предприятия страны, в том числе Томской железной дороги. Так, военизировали Барнаульское депо – ныне памятник трудовой славы. Часть цехов переоборудовали для круглосуточного изготовления военной продукции.

«Изготавливали снаряды, ящики для патронов, сами патроны, изготавливали саперные лопатки. Много чего изготавливали, а ведь, помимо всего прочего, отправляли эшелоны, состоящие, например, из 14-20 вагонов воинам-сибирякам, которые в это время находились на фронте. Компоновали эти эшелоны под то, что необходимо было. Средства бытовые, теплые вещи», — отмечает Ольга Рогожникова.

Пока одни трудились в тылу, другие сражались на фронте. О тех временах сотрудникам железных дорог напоминает мемориальный комплекс на территории Барнаульского вокзала. Это памятник воинам-деповчанам, погибшим в боях за Родину. Это паровоз 9П-239.

На паровозе 9П-239 в годы Великой Отечественной войны сутками напролет перевозили продовольствие, людей и эвакуированную технику. Сегодня он на вечной стоянке в Барнаульском депо. Памятник Победы напоминает о тысячах железнодорожников, которые отдали свое здоровье и жизни ради общего дела.