19 мая 2022, 22:15

Средство для защиты растений от вредителей, аналогов которому нет в России, разработали алтайские ученые

Над проектом трудились 12 лет.

Грибы рода Триходерма помогают некоторым культурам усваивать полезные микроэлементы и защищают их от вредителей, выяснили специалисты.

12 лет назад ученые ботанического сада обнаружили: в одной из теплиц насекомые-вредители быстро погибают. С помощью исследований выяснилось, белокрылки заражены грибковой болезнью. Плесень перенесли на питательную среду, где вырос гриб. Затем ботаники выделили ДНК, определили его вид и стали массово культивировать препарат. Полевые испытания проводили в теплице на петуниях, огурцах и томатах. Их высаживали в местность, зараженную микроорганизмами, и в течение 4 месяцев обрабатывали лекарством.

«Мы выяснили, что лучше всего он проявляет активность на петуниях и томатах, на огурцах похуже. Но поскольку петунии и томаты из одного семейства, мы поняли, что на паслёновых он лучше работает», — рассказал Сергей Смирнов, заведующий отделом Южно-Сибирского ботанического сада АлтГУ.

Средство для защиты растений от вредителей представляет собой споровый порошок или жидкость. Препаратом удобряют почву или опрыскивают им растения. После чего гриб подкармливает их микроэлементами и защищает от фитопатогенов.

В 2021 году ученые Южно-Сибирского ботанического сада выиграли грант губернатора Алтайского края — 1 миллион рублей. На эти средства приобрели микробиологические среды, соли и реактивы.

Пока средство для защиты растений производят в ботаническом саду. Для массового производства необходимо финансирование. Ученые планируют участвовать не только в краевых, но и федеральных грантах, а также найти инвесторов, чтобы биологический препарат для защиты растений как можно скорее попал на полки магазинов.