24 февраля 2022, 18:10

Вячеслав Плахотнюк: День сурка. Опять 21 февраля

Новый закон о местном самоуправлении вернет старую схему.

В 2003 году проект № 280514-3 будущего Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» был внесён в Государственную Думу президентом Российской Федерации. Именно этим законом была введена двухуровневая «поселенческая» система организации муниципальной власти.

Как говорилось в пояснительной записке,  «…обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях — в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий… позволит создать единую систему местного самоуправления, соответствующую Конституции Российской Федерации, во всех субъектах Российской Федерации, реально приблизить, с одной стороны, местную власть к населению, обеспечить качественно иной уровень оказываемых населению услуг, а с другой — эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры и существенных финансовых и материальных ресурсов». 

Закон 131-ФЗ 2003 года сменил закон 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Считалось, что новый закон учтёт опыт и ошибки старого и на долгие годы стабилизирует «народный» уровень власти.

21 февраля 2003 года на заседании Государственной Думы Дмитрий Козак вспомнил императора Александра II и заявил: «Доступность. Это означает — и Конституция это обозначает, — что главными территориальными единицами, которые являются муниципальными образованиями, должны быть городские и сельские поселения. Законопроект, внесённый президентом Российской Федерации, раскрывает эти понятия, устанавливает реалистичную схему организации местного самоуправления, которая во многих субъектах Российской Федерации успешно работает. Как только мы приближаем эту власть к гражданам, она работает гораздо эффективнее, чем назначенные чиновники. Здесь сегодня в выступлениях по закону об общих принципах организации органов государственной власти много говорилось и о местном самоуправлении, говорилось о том, что мы рискуем породить огромную дополнительную армию чиновников в муниципалитетах. Это не так. Во всех городских и сельских поселениях эти чиновники уже сегодня есть. Другое дело, что они назначены сверху, что они не подконтрольны гражданам, что они ориентируются только на вышестоящего руководителя». 

Во имя этих же самых целей – доступности и повышения управляемости новейшим думским законопроектом 2021/22 года № 40361-8 двухуровневую систему местного самоуправления предлагается опять упразднить, введя подотчётность и ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций руководителям субъектов Российской Федерации, которые получат также право отрешать муниципальных руководителей от должности. Должности глав местных администраций предлагается сделать государственными. Реформы не могут быть постоянным процессом. Я считаю, что местное самоуправление является настолько важным для населения общественным институтом, что его принятию должно предшествовать действительно всенародное обсуждение. Для этих целей может быть созван всероссийский съезд муниципальных депутатов или равное ему по представительству народное собрание, или даже Земский собор.

11:47 23 апреля 2024 Регионы