14 декабря 2021, 14:55

«Интернет-гигиена превыше всего»: IT-эксперты призывают жителей Алтайского края не верить всему, что пишут в мессенджерах и соцсетях

Чтобы выяснить, насколько россияне доверяют различным информационным ресурсам, включая сетевые, АНО «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провели особый опрос.

«Не верьте всему, что пишут в интернете», – примерно так говорили еще 10-15 лет назад специалисты по коммуникациям. Для большинства людей картина мира была примерно такова: традиционные газеты и журналы выступали образцом достоверности, а все, что публиковалось в интернете, – тем, что должно вызывать минимум доверия.

С тех пор многое изменилось. Интернет прочно вошел в нашу жизнь, в соцсети перешли публичные личности, политики. Получили необычайное развитие мессенджеры, которые наряду с соцсетями стали важным средством общения власти и граждан. Каково сейчас отношение граждан к информации, поступающей в том числе через интернет?

Чтобы выяснить, насколько россияне доверяют различным информационным ресурсам, включая сетевые, АНО «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провели особый опрос. Своими мнениями поделилось больше 3 тыс. человек. Что же выяснилось?

Подавляющее большинство респондентов – 97 % – в принципе знакомо с понятием «фейк». Специалисты РОЦИТа считают, что «популярности» этого слова помогла пандемия. С самого ее начала масса недостоверной информации расходилась по сети. Причем цена доверия этим сообщениям зачастую была высока: здоровье и даже жизнь. Потому о серьезности фейков россияне знают не понаслышке, считая их реальной угрозой. Впрочем, чаще всего связанные с политической ситуацией в России и шоу-бизнесом, чуть реже – со здравоохранением, политической ситуацией в мире, экономикой и финансами. 

«Фейки, к сожалению, давно стали частью нашей информационной жизни. Фейками чаще становятся сообщения по темам, которые, что называется, на слуху, являются популярными, трендовыми. Причины тоже разные: от дефицита информации у граждан до личной наживы создателей фейков», – объясняет руководитель Центра управления регионом Алтайского края Евгений Нечепуренко.

Главным источником информационного обмана россияне считают онлайн-СМИ (74 %). Зато телевидения и традиционной прессы опасаются меньше (64 %). Далее по степени опасности следуют социальные сети (38 %). При этом минимально как потенциальный источник фейков воспринимаются мессенджеры, а также друзья, родственники и знакомые (5 %).

Руководитель барнаульского интернет-агентства «Альянс+» Виталий Лажинцев считает, что этой «лазейкой» могут воспользоваться – и пользуются – мошенники.

«Наши пользователи по-прежнему легко откликаются на просьбы «разослать всем друзьям немедленно» какой-то волнующий их материал. Многие ненамеренно спамят, рассылая каждый день всем подряд картинки, видеофайлы, мемы в мессенджерах и социальных сетях. Такие невольные «распространители», на мой взгляд, представляют целевую аудиторию для мошенников и тех, кто преследует интересы, например, создавать панику», – отмечает Виталий Лажинцев.

Татьяна Сафонова, основатель бутика интернет-решений Tedly, специалист по интернет-коммуникациям, уверена: необходимо, чтобы в нашу жизнь прочно вошло понятие медиагигиены. Фейки, подобно вирусам, окружают нас, и защищаться от них – так же необходимо, как мыть руки и носить маску во время пандемии.

«Нельзя быть уверенными, что вы точно сможете отличить фейки. Над ними работают команды, их упаковкой занимаются профессионалы. Ищите первоисточник, не верьте сразу, даже если репост сделал ваш друг. Собирайте доказательства и проверяйте автора. Не распространяйте новость дальше, если не уверены хоть в чем-то»,  – говорит Татьяна Сафонова.

Чтобы информационная грамотность стала нормой, необходима системная работа, уверены эксперты. Важную роль могут и должны сыграть специальные организации, особенно ЦУРы.

«В меру своих сил и возможностей ЦУРы будут развенчивать мифы и вбросы, это одна из наших задач. И наши люди становятся всё более информационно вооружёнными. Упорная работа в этой сфере может в итоге привести к тому, что фейки исчезнут как явление. Пока этого не произошло, защите информационных прав граждан нужно уделять особое внимание», – отметил руководитель ЦУР Алтайского края Евгений Нечепуренко.