09 июня 2021, 10:06

Учёные оживили животное, которое 24 тысячи лет находилось в спячке в сибирской вечной мерзлоте

После размораживания крепкие маленькие существа не утратили способности функционировать и размножаться.

Источник фото:
Current Biology

Научные сотрудники из России нашли в Сибири бделлоидных коловраток. Об открытии ученых написал научный журнал Current Biology. Согласно статье, эти микроскопические червеобразные обитатели водоемов существуют не менее 35 млн лет. Организмы устойчивы к неблагоприятным условиям: высыханию, голоду и низкому уровню кислорода.

По словам исследователей, работа является подтверждением того, что многоклеточные могут выжить после нескольких тысяч лет в условиях криптобиоза.

«Пока это самое надежное свидетельство того, что многоклеточные живые существа могут прожить десятки тысяч лет в состоянии, когда их обмен веществ останавливается практически полностью», – отметил один из авторов исследования, научный сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН Станислав Малявин.

Коловратки – одни из самых примитивных многоклеточных животных. Эти животные могут переносить продолжительные и резкие засухи. Если им не хватает воды, то они начинают выводить все ее остатки из своих клеток и вырабатывать вещества, с помощью которых можно пережить подобную форму анабиоза и вернуться к обычной жизни после того, как неблагоприятные условия закончатся. Поэтому некоторые организмы могут переносить и сильные морозы, когда вода превращается в лед.

Ученые решили найти этих беспозвоночных в образцах вечной мерзлоты, точный возраст которых известен благодаря радиоуглеродному анализу. В образцах вечной мерзлоты, собранных на глубине 3,5 метра у берегов восточноякутской реки Алазеи, они обнаружили несколько жизнеспособных коловраток из рода Adineta.

Размороженные животные хорошо перенесли повторную заморозку, хотя многие коловратки этого не умеют, так как их клетки разрушаются из-за формирования кристаллов льда.

До сих пор неизвестно, что именно позволяет этим организмам выживать в таких условиях, поэтому ученые продолжают изучать арктические образцы в поисках других организмов, способных к подобному долговременному криптобиозу.