10 апреля 2020, 15:50

Психолог рассказал, как помочь подростку пережить самоизоляцию

31 марта губернатор Алтайского края Виктор Томенко  подписал указ о мерах по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Жителям Алтайского края предписано не покидать свои дома, за исключением  некоторых случаев: обращения за экстренной медицинской помощью, случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также случаев следования к ближайшему месту приобретения товаров первой необходимости, а также для выгула животных. Но подростки, возможно, в силу возраста, еще не понимая важности изоляции, идут на конфликт с родителями и все же пытаются общаться с друзьями очно.

Подробнее о том, как подростку пережить самоизоляцию, нам рассказала педагог-психолог Алтайского краевого центра психолого-педагогической  и медико-социальной помощи Дарья Чуйко.

Что делать родителям, если подросток отказывается соблюдать режим самоизоляции?

Важно понять, почему это происходит, и найти решение с учетом возрастных особенностей и потребностей подростка. Одной из таких особенностей является ревностное отношение к личному пространству и потребность в уединении. На сегодняшний день обеспечить подростка пространством и возможностью побыть наедине с собой достаточно проблематично, но делать это очень важно. У ребенка подросткового возраста обязательно должен быть свой уголок, в который другие члены семьи не вторгаются ни при каких обстоятельствах, и достаточно времени для уединения. При этом не стоит забывать еще об одной важной особенности подросткового возраста. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковый период и одной из базовых потребностей. Стоит отнестись к этой потребности с уважением, ведь ее ограничение может стать серьезной проблемой для ребенка. Важно помочь ребенку организовать общение с друзьями. Выбрать удобную дистанционную форму этого общения. В этой ситуации имеет смысл распределить время использования гаджетов и компьютера между всеми членами семьи, составить график, обсудить его всей семьей и принять во внимание потребности всех ее членов.

Для психоэмоциональной стабильности важно сохранять распорядок дня и обеспечить занятость. Ребенок не должен маяться от безделья, но при этом важно отводить время для отдыха. Помня, что физическая активность успокаивает, важно обеспечить ею в том числе и детей. Под физической активностью здесь следует понимать не только спорт и тренировки, но и выполнение домашних дел, помощь по дому или совместные занятия чем-либо. Можно распределить домашние обязанности между всеми членами семьи, помогать друг другу, создавать командный дух. Причем это важно не только для детей и подростков, а для всех членов семьи. Для того, чтобы подросток не стремился уйти из дома, важно создать ощущение нужности, принятия и поддержки. Искренние ощущения, не их видимость.

Как родителям реагировать на агрессию детей подросткового возраста?

С пониманием и уважением. Мы все имеем право на полный спектр чувств и эмоций, как хороших, так и плохих. Родители и дети в данном случае в равных условиях. В большинстве случаев агрессия не носит адресный характер, а является способом реагирования тревожности, касающейся сложившейся ситуации, а поскольку невозможно кричать на вирус или карантин, мы кричим друг на друга. Важно понимать это и не делать поспешных выводов. В ситуации агрессии ребенок нуждается скорее в поддержке, чем в порицании. Это относится и ко всем членам семьи.

Не стоит делать акцент на выяснении отношений, гораздо важнее в сегодняшней ситуации сохранять семью и теплые, гармоничные отношения в ней. Важно давать друг другу возможность отреагирования разных чувств. Родители должны обсуждать с ребенком, что именно стало источником агрессии и гнева, учить реагировать их безопасно, например, придумать способ выплеска негатива.

Что делать родителям, если ребенок подросткового возраста чрезмерно тревожится?

Во-первых, важно научиться отличать реальную тревогу от надуманной и научить этому ребенка. Вопросы, вызывающие реальную тревогу, конечно же, нужно решать, а вот от надуманной «гипотетической» тревожности следует избавляться. Обсудите с подростком все его тревоги, помогите различить, какие из них реальные и требуют решения, а какие надуманные, помогите найти способ избавления от надуманных тревог. Избавляться от них помогают занятия, которые приносят ощущения радости. Это может быть хобби или что-то, что давно хотелось попробовать. Создавайте для ребенка ситуацию успеха, выполняемые дела должны давать ощущение достижения результата.

Ограничивайте число информационных источников. Пользуйтесь только официальными и проверенными источниками, остальные лучше всего игнорировать. Даже информацию с проверенных источников следует дозировать. Не стоит каждый час просматривать статистику распространения заболевания. Переключайтесь, читайте книги, хорошие новости, интересные блоги, пройдите онлайн-курсы.

Для каждого из нас хорошим ресурсом является история семьи. Если в вашей семье уже был опыт преодоления трудных ситуаций, не лишним будет обсудить его с ребенком. Стоит рассказать, как ваши бабушки и дедушки пережили Великую Отечественную войну, голод, рассказать о героях семьи. Нужно дать ребенку ощущение крепких корней и надежного тыла. Стоит обсудить с ребенком, что сложившаяся ситуация носит временный характер, а семья рядом всегда и всегда готова поддерживать и помогать, что семья – это сила, которая поможет справиться с любыми трудностями.

Как помочь ребенку подросткового возраста справиться с тревогой?

В таких условиях, как сегодняшние, дети и подростки тоже пребывают в стрессе. Реагировать на него можно по-разному: кто-то идет по пути отрицания («Нет никакого вируса!», «Все это меня не касается!»), это тоже способ преодоления стресса, определенная защита. А кто-то чрезмерно сильно погружается в тревогу, что в конце концов ухудшает качество жизни, мешает и утомляет. И в первом, и во втором случае главное, что стоит сделать родителям, – это отказаться от мысли «они еще ничего не понимают». Понимают! Даже маленькие дети улавливают эмоциональное состояние окружающих и понимают, что что-то не так, поэтому испытывают стресс наравне со всеми. Что уж говорить о подростках. Ни в коем случае нельзя обесценивать чувства, тревоги и страхи ребенка. Обязательно нужно проявлять внимание, слушать тогда, когда ребенок хочет говорить, а не тогда, когда у родителя появилось немного времени. Отнестись серьезно к любым переживаниям подростка, принимать и очень честно обсуждать их. То, что кажется нам мелочью, может действительно очень серьезно беспокоить подростка.

Как можно сейчас родителям избежать конфликтов или минимизировать их с детьми-подростками?

Конфликт – это неотъемлемая часть совместного бытия людей. Избежать конфликтов в ситуации стресса и резкой смены образа жизни очень сложно. Важно принять это как факт и делать акцент не на избегании конфликтов, а на совместном поиске решений, которые будут удовлетворять все стороны. Родителям не стоит занимать директивную позицию, наиболее продуктивной будет командная работа с ребенком по поиску решения конфликта. Важно принять как факт, что тяжело всем в равной степени, устают все, боятся тоже все, и лучшее, что все могут сделать, – это объединиться и поддерживать друг друга.

Не стоит завышать планку и пытаться воплощать в жизнь идеализированные представления о совместной самоизоляции. Гораздо лучше принять реальность такой, какая она есть. Члены семьи могут лениться и уставать, и это реальность, дома может быть не убрано, и это реальность, план дел на день может быть не выполнен, и в этом нет ничего страшного. Самое время становиться более гибкими, пересматривать правила и нормы поведения и взаимодействия, прислушиваться к мнению друг друга и учитывать его.

Также очень часто тревога, а, следовательно, и агрессия детей носит реактивный характер, то есть формируется как реакция на тревогу взрослых, поэтому, чтобы не взращивать чрезмерную тревогу у ребенка, нужно справляться с собственной тревогой, гармонизировать свое эмоциональное состояние. Для этого подойдут все вышеперечисленные способы. Самое главное в сегодняшней ситуации – это сохранение благополучия собственного и своих близких.