05 ноября 2015, 08:39

«Былое»: глава 6. От Харькова до Ребрихи

В словаре Владимира Ивановича Даля слова «былое» нет, зато есть слово «воспроизведение» с толкованием «созидать былое». 

Анатолий Корчуганов, автор проекта «Былое»:

 — Созидать былое мы и будем с вами. Я расскажу вам о тех, с кем встретился на Алтае, работая журналистом 36 лет. О тех, кого помню и люблю. Каждый из героев жив в моём сердце. 
 Герой этого выпуска проекта «Былое» — Емельян Гайдук.
Анатолий Корчуганов, автор проекта «Былое»: 

О Емельяне Фомиче Гайдуке можно говорить много и обстоятельно. Десяток лет тому назад у меня в руках оказался дневник, который автор назвал «Моя автобиография». Начало записям было положено в феврале 1952 года.

Первая тетрадка рассказывала о жизни на Украине. Описание хаты, хозяйства, традиционных занятий. В семье Гайдуков было пять сыновей, достаточно взрослых, и вот этот человеческий массив в начале лета двинулся в Сибирь. Было это в 1891 году…

Переселенцам выделялись деньги и давались гарантии наделения землёй на царских, кабинетских землях.

От Харькова до Ребрихи — таков был путь. Нет не пешком, торжество паровой машины сказывалось, и за полтора месяца Гайдуки оказались далеко от родных мест. До Москвы поездом, от Москвы до Нижнего Новгорода — поездом, до Урала, по Каме пароходом, до Тюмени по проброшенной ветке Транссиба, поездом далее до Томска, на барже, прицепленной к пароходу. Четыреста вёрст на лошадке — и вот он Благословенный Алтай. Первоначально Ребриха, потом Травное, обжитое староверами.

Потребовалось менее четверти века, и места поселения превратились в оазис, удалось самое главное – победить голод и родить здоровое поколение, которому позже достались лихие времена. В Травном мне побывать посчастливилось, я встретился с родственниками Гайдуков и через них вышел на Сарру Константиновну Мороз.

Для неё воспоминания Е.Ф, было откровением, о его существовании они ничего не знали. Но это уже детали.

У русского философа и публициста Федотова есть характеристика Малороссии с её извечными метаниями между Европой и Россией. Увы, мы вступили в эпоху не переселенцев, а беженцев. В Травном осталось триста жителей, заброшенные покосы, бор, скудеющий от «санитарных» порубок… И остатки той стародавней жизни, которая была трудна, но осмыслена.

Второе поколение становилось сибиряками, они впитали лучшее от выходцев из других частей России. Но песни пели на украинском, все без исключения.

Сам того не осознавая, сформировал географический блок - путешествия из таинственного города Сиднея до алтайских пределов – Афонино и Травное. И где только не живёт русский человек, в самом различном исполнении перемешиваясь то с английцами, то с угрофинами или с ближайшими родственниками, ныне накопившими такие обиды, что докатились до военных действий. А ведь выплеск украинцев по миру, начиная с восьмидесятых годов позапрошлого столетия, исчислялся миллионами. За океан, в основном в Канаду, на Дальний Восток от Владивостока до Приамурья. Это на кораблях — и наиболее массовое расселение в 90-е годы 19 столетия и в период Столыпинской реформы.

Всегда удивляет упорство и умение выжить в условиях сложных, но не безнадёжных. Победить голод, иметь крышу над головой и родить такое количество детей, чтобы при высочайшей смертности сформировать новое поколение, не менее жизнеспособное.