02 марта 2015, 13:20

Почему вступление в ЕАЭС спровоцировало рост цен на прилавках алтайских магазинов (видеорепортаж)

Не первый месяц граждане Казахстана и Китая скупают на Алтае машины, квартиры, а теперь и крупнооптовые партии сельскохозяйственных продуктов. Тревогу забили мясопереработчики

Закупочные цены на сырье резко взлетели вверх. Животноводы предпочитают продавать скот и мясо скупщикам из Казахстана на более выгодных условиях. Местные комбинаты конкуренцию не выдерживают, в итоге растут цены на готовую продукцию. 
Крупы тоже скупают большими партиями, но их запасов в регионе гораздо больше, дефицит Алтаю, пока не грозит. Когда национальная валюта потеряла в цене, на Российский сырьевой рынок хлынули новые клиенты. В основном из приграничных государств. Китая и Казахстана. Покупать на Алтае стало выгодно, отношение доллара к тенге и юаню, в отличие от рубля, не изменилось. Еще пару недель назад килограмм говядины живым весом фермеры продавали Алтайским переработчикам в среднем по 100 рублей. Казахские скупщики предложили животноводам региона цену в два раза выше местной. 
Казалось бы что плохого, ведь производители мяса в выигрыше, но есть и обратная сторона медали. 
Та самая — новая цена, для местных мясокомбинатов неподъемна. Они уже сокращают объемы производства, убирают некоторые позиции из ассортимента и даже ужимают рабочие графики. 
Константин Ткаченко, генеральный директор Рубцовского мясокомбината:
На рубцовском мясокомбинате снизился объем производимой и реализуемой продукции. Ряд государственных и муниципальных контрактов оказался убыточен для предприятия и находится под угрозой срыва.
Мясопереработчики Алтая обратились в региональную антикризисную комиссию. Просят субсидировать затраты на приобретение сырья. Но в управлении по пищевой промышленности говорят, ситуация не так критична. Да, казахские партнеры скупают скот живым весом, но доля их экспорта ничтожно мала. 
Искусственно созданный дефицит коснулся лишь нескольких предприятий в приграничных районах края. Недостаток сырья переработчики могут компенсировать закупкой мяса из других районов края или соседних регионов, например, Новосибирска и Томска. 
Александр Большаков, заместитель начальника Управления по пищевой и перерабатывающей промышленности:
- В объеме года, этот объем незначительный, если у нас более 300 тысяч тонн мяса, которое идет на убой производится в крае, то Казахстан забрал в живом весе по итогам 14-го года, не более четырех тысяч тонн. Это процент, даже меньше процента, который ну не сказывается никак.
Тем не менее цены на мясо и колбасу в магазинах края уже заметно выросли. Однако, рост инфляции они не превышают, у федеральной антимонопольной службы претензий пока тоже нет, поэтому винить во всех проблемах казахских скупщиков вроде бы нельзя. Власти видят причину в другом. 
Вступление в Евразийский экономический союз предполагало, что на рынке появятся новые — зарубежные игроки. Они появились и предложили свои условия купли-продажи, к чему на местном рынке не были готовы. Производители и переработчики Алтая должны были заранее просчитать последствия этой экономической интеграции и принять меры.
Александр Карлин, губернатор Алтайского края:
Мы должны к этому быть готовы. Держать своего поставщика сырья, заинтересовывать его, устанавливать с ним долговременные связи и так дальше. Если в Казахстане мясо дорогое, там, наверное, и колбасы, и деликатесы мясные дорожеа. Может быть, нам тогда к ним идти с нашей продукцией? Тем более, таможенных границ нет. А мы очень робко в ту сторону смотрим.
Одни подсчитывают убытки, другие — прибыль. Ведь на экспорте не только можно, но и нужно зарабатывать. Как это делают производители крупы и зерна. Их козырь — долгосрочные контракты и фиксированные прайсы, а значит стабильность. Колебания закупочных цен на местных потребителях не сказывается. Тем более, что сырья в этом году, несмотря на плохие погодные условия, запасли достаточно. Хватит и себя накормить, и соседям продать. 
Интерес к покупке нашей гречки и овсянки уже проявили представители Киргизии, Танджикистана, Монголии и даже Японии. В 2015 году объем экспорта этих продуктов составит порядка 50 тысяч тонн. 
Открытые торговые границы с января этого года спровоцировали рост цен на прилавках алтайских магазинов. Покупателям придется раскошеливаться до тех пор, пока местные производители не привыкнут к новым условиям здоровой конкуренции.